Продолжаем знакомиться с хедлайнерами Форума. Машина по производству мероприятий, автомат по написанию проектов, конвейер по генерированию идей − так можно сказать об эксперте Конкурса грантов мэра Москвы Александре Максимове. На XI Форуме молодых библиотекарей России он выступит на треках, посвящённых коллаборациям и культурным проектам. Готовьтесь перенимать опыт у лучших!
Вы себя позиционируете как конвейер по производству идей. Назовите свой ТОП-3 книг по развитию креативного мышления. И что, на ваш взгляд, мешает мыслить творчески?
Это «Кради как художник» Остина Клеона, «Введение в ТРИЗ» Генриха Альтшуллера и «Принцип сперматозоида» Михаила Литвака.
Основные же помехи при генерировании идей – внутренний критик, креативная неуверенность и негибкость мышления. Как с этим работать? Верить в песню Димы Билана «Я знаю точно – невозможное возможно», развивать насмотренность и генерировать большее количество идей, чем необходимо, – какая-то обязательно «выстрелит»!
Также вы финалист конкурса «Лучший библиотекарь Москвы». Библиотекарь нового поколения – какой он?
Я слышу в этом вопросе дуальность. Знаете, мне кажется, не существует никакого библиотекаря нового поколения. Наша профессия прекрасна тем, что она соединяет традиции и основы, существовавшие в предыдущих поколениях. А относительно новых качеств… Вот даже с Мариной Павловной Захаренко (председатель Молодежной секции РБА. – Прим.), когда встречаемся на форумах, она всегда задаёт аудитории вопрос: кто пришёл в библиотеку из библиотечной среды, из техникума или института? Конечно, такие ответы есть, но они редкие. Это интересный показатель. Всё больше кросскультурных проектов, представителей разных сообществ и профессий в библиотеке. Такое слияние, сопряжение, переопыление со многими другими институциями на нас отражается.
Разделяете настороженность Марины Павловны относительно того, что опасно на перспективу выглядит процесс «размывания» родового функционала библиотеки, когда она (цитата) «становится немножко музеем, немножко клубом, немножко театром, немножко, собственно, библиотекой».
Разделяю, и ещё как! Я менее интеллигентно эту тенденцию называю «ивент-агентство для бедных». Иногда уже просто хочется спросить: «А можно просто книгу почитать?» В том числе и самому библиотекарю, кстати.
Это «Кради как художник» Остина Клеона, «Введение в ТРИЗ» Генриха Альтшуллера и «Принцип сперматозоида» Михаила Литвака.
Основные же помехи при генерировании идей – внутренний критик, креативная неуверенность и негибкость мышления. Как с этим работать? Верить в песню Димы Билана «Я знаю точно – невозможное возможно», развивать насмотренность и генерировать большее количество идей, чем необходимо, – какая-то обязательно «выстрелит»!
Также вы финалист конкурса «Лучший библиотекарь Москвы». Библиотекарь нового поколения – какой он?
Я слышу в этом вопросе дуальность. Знаете, мне кажется, не существует никакого библиотекаря нового поколения. Наша профессия прекрасна тем, что она соединяет традиции и основы, существовавшие в предыдущих поколениях. А относительно новых качеств… Вот даже с Мариной Павловной Захаренко (председатель Молодежной секции РБА. – Прим.), когда встречаемся на форумах, она всегда задаёт аудитории вопрос: кто пришёл в библиотеку из библиотечной среды, из техникума или института? Конечно, такие ответы есть, но они редкие. Это интересный показатель. Всё больше кросскультурных проектов, представителей разных сообществ и профессий в библиотеке. Такое слияние, сопряжение, переопыление со многими другими институциями на нас отражается.
Разделяете настороженность Марины Павловны относительно того, что опасно на перспективу выглядит процесс «размывания» родового функционала библиотеки, когда она (цитата) «становится немножко музеем, немножко клубом, немножко театром, немножко, собственно, библиотекой».
Разделяю, и ещё как! Я менее интеллигентно эту тенденцию называю «ивент-агентство для бедных». Иногда уже просто хочется спросить: «А можно просто книгу почитать?» В том числе и самому библиотекарю, кстати.
Иногда уже просто хочется спросить: «А можно просто книгу почитать?» В том числе и самому библиотекарю, кстати.
Что бы улучшили в библиотечной системе?
В целом мне не хватает в отрасли новых, актуальных изменению мира, услуг. Как пример: в пандемию у нас в Централизованной библиотечной системе ЮВАО Москвы родилась одна простая идея. Мы её проверили как гипотезу, и она дала интересные результаты. Мы доставляли книги пенсионерам, которым нельзя было выходить из дома. Вроде бы очевидно, и много кто это делал. Но нам показалось, что эту идею можно расширить до новой полноценной библиотечной услуги – доставки книг абсолютно всем желающим. И даже придумали название проекту «Служба доставки книг „Не хлебом единым“». Составляющими процесса могут стать приложение по доставке, где будут разные библиотеки, платные и бесплатные услуги, в том числе крамольная «аренда книг за деньги», «персональный книжный совет», волонтеры в фирменной узнаваемой форме, с книжными сумками, велосипедами.
А что мешает воплотить эту идею в жизнь, тем более в Москве?
Идее нужен не только автор, но и носитель – тот, кто загорится ею и захочет реализовать. И это не всегда один и тот же человек. У нас пока такой не нашёлся. А сам я не смог ввиду постоянных капремонтов двух библиотек, которыми руководил на протяжении последних четырёх лет. Но, может, вернусь к идее, или вдруг сейчас кто-то это прочитает и захочет реализовать – буду только рад.
Мы провели публичный опрос в VK, и результаты показали, что 95% коллег сталкиваются с профессиональным выгоранием. Как вы поддерживаете свой энтузиазм и хорошее настроение?
Ох, да – это суперактуальный вопрос… Нет единого рецепта. Мне помогают йога, баня, творчество и да – психотерапия (добро пожаловать во взрослую жизнь). Теперь-то я понимаю, что, выгорев, нужно или отдохнуть и восстановиться, или уходить. Поэтому, конечно, рекомендую поддерживать своё психологическое состояние, самооценку и ментальное здоровье.
Книги и библиотеки с самого детства были неотъемлемой частью вашей жизни?
Это личная история для меня. Удивительно, но библиотеки в моей профессиональной жизни возникли не так уж и давно, больше десяти лет назад. Меня пригласила Самарская областная юношеская библиотека, которая теперь называется библиотекой для молодёжи, организовать «Библионочь». Мы так хорошо сошлись, что я начал там работать. После чего трудился в библиотечной системе в Санкт-Петербурге, а потом – в Москве.
При этом дома было несколько тысяч книг, и папа каждый экземпляр подписывал и даже детям выдавал их под запись. Мы всей семьей и родственниками читали взахлёб. Время в 1990-х, видимо, такое было, что всем хотелось отвлечься. И хорошо, что отвлекались чтением. Он сам создал домашнюю библиотеку и купил абсолютное большинство книг. Они хранились в «стенке», на стеллажах, в гараже, в любом свободном месте. Но по факту, сейчас я не понимаю, как все книги могли уместиться в двухкомнатной квартире. Помню, что он выписывал «Книжное обозрение», где аккуратно подчеркивались выбранные им экземпляры, а поход на почту и распаковка новой посылки всегда были праздником для нас. У меня было больше изданий про индейцев, пиратов и приключения, чем в центральной библиотеке города Похвистнево Самарской области, откуда я родом. Конечно, чтение с детства заложило базис моей насмотренности и гибкого креативного мышления.
В целом мне не хватает в отрасли новых, актуальных изменению мира, услуг. Как пример: в пандемию у нас в Централизованной библиотечной системе ЮВАО Москвы родилась одна простая идея. Мы её проверили как гипотезу, и она дала интересные результаты. Мы доставляли книги пенсионерам, которым нельзя было выходить из дома. Вроде бы очевидно, и много кто это делал. Но нам показалось, что эту идею можно расширить до новой полноценной библиотечной услуги – доставки книг абсолютно всем желающим. И даже придумали название проекту «Служба доставки книг „Не хлебом единым“». Составляющими процесса могут стать приложение по доставке, где будут разные библиотеки, платные и бесплатные услуги, в том числе крамольная «аренда книг за деньги», «персональный книжный совет», волонтеры в фирменной узнаваемой форме, с книжными сумками, велосипедами.
А что мешает воплотить эту идею в жизнь, тем более в Москве?
Идее нужен не только автор, но и носитель – тот, кто загорится ею и захочет реализовать. И это не всегда один и тот же человек. У нас пока такой не нашёлся. А сам я не смог ввиду постоянных капремонтов двух библиотек, которыми руководил на протяжении последних четырёх лет. Но, может, вернусь к идее, или вдруг сейчас кто-то это прочитает и захочет реализовать – буду только рад.
Мы провели публичный опрос в VK, и результаты показали, что 95% коллег сталкиваются с профессиональным выгоранием. Как вы поддерживаете свой энтузиазм и хорошее настроение?
Ох, да – это суперактуальный вопрос… Нет единого рецепта. Мне помогают йога, баня, творчество и да – психотерапия (добро пожаловать во взрослую жизнь). Теперь-то я понимаю, что, выгорев, нужно или отдохнуть и восстановиться, или уходить. Поэтому, конечно, рекомендую поддерживать своё психологическое состояние, самооценку и ментальное здоровье.
Книги и библиотеки с самого детства были неотъемлемой частью вашей жизни?
Это личная история для меня. Удивительно, но библиотеки в моей профессиональной жизни возникли не так уж и давно, больше десяти лет назад. Меня пригласила Самарская областная юношеская библиотека, которая теперь называется библиотекой для молодёжи, организовать «Библионочь». Мы так хорошо сошлись, что я начал там работать. После чего трудился в библиотечной системе в Санкт-Петербурге, а потом – в Москве.
При этом дома было несколько тысяч книг, и папа каждый экземпляр подписывал и даже детям выдавал их под запись. Мы всей семьей и родственниками читали взахлёб. Время в 1990-х, видимо, такое было, что всем хотелось отвлечься. И хорошо, что отвлекались чтением. Он сам создал домашнюю библиотеку и купил абсолютное большинство книг. Они хранились в «стенке», на стеллажах, в гараже, в любом свободном месте. Но по факту, сейчас я не понимаю, как все книги могли уместиться в двухкомнатной квартире. Помню, что он выписывал «Книжное обозрение», где аккуратно подчеркивались выбранные им экземпляры, а поход на почту и распаковка новой посылки всегда были праздником для нас. У меня было больше изданий про индейцев, пиратов и приключения, чем в центральной библиотеке города Похвистнево Самарской области, откуда я родом. Конечно, чтение с детства заложило базис моей насмотренности и гибкого креативного мышления.
Чтение с детства заложило базис моей насмотренности и гибкого креативного мышления.
Как бы определили роль современной библиотеки в формировании культуры будущего?
Мне кажется, что библиотеки в XXI веке, потеряв монополию на каналы информации, образно говоря, снова становятся «уделом избранных». Я не имею в виду, что это хорошо или плохо. Я исхожу из слова «интеллигенция», которое в первую очередь говорит о познании и понимании. Отсюда роль библиотек и фокус не на работе с массами, а с сообществами и теми, кто готов изменять свою жизнь с помощью знаний и познания мира.
На Форуме вы будете говорить о визуализации идей: как представить свой проект, чтобы получить поддержку. Можете подробнее рассказать об этом?
Не столько про визуализацию, сколько про то, как связать генерацию идей с текущей работой библиотек и разграничить эти деятельности. Мне кажется, нам как культурной институции надо сконцентрироваться на производстве проектов как «премьер сезона» и перестать относиться к Библионочи как к центральному событию сезона. А про методику всё просто: в основе всего лежит хорошая идея, а описать её в проекте – дело техники, поэтому постараемся научиться упаковывать.
Много лет вы наставник команды из села Лох Саратовской области. Расскажите, чем оно удивительно и почему название расшифровывается как «Людей объединяет хорошее»?
Село Лох – удивительное место, где людей действительно объединяет хорошее. Больше десяти лет семья Кислиных, их товарищи и коллеги в буквальном смысле спасают село от вымирания: деревянную мельницу, храм архангела Михаила, нематериальное наследие, развивают местное сообщество. Очень рекомендую всем там побывать: потрясающая природа, интересные достопримечательности, удивительная резиденция «Мельничный домик» и местный колорит.
Важно знать:
Александр Максимов работал в библиотечной системе Самары, Санкт-Петербурга и Москвы более десяти лет. Эксперт Конкурса грантов мэра Москвы, Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение Первых», конкурса «Росмолодёжь.Гранты» (2016-2022). Проектировщик, консультант в сферах культуры, креативных индустрий и молодёжной политики. Сооснователь проекта «Поэтическая мастерская» в Самаре — проект вошёл в «Кейсбук лучших библиотечных проектов начала тысячелетия»!
Текст: Кристина Высоцкая
Фото: Всеволод Клещев
Мне кажется, что библиотеки в XXI веке, потеряв монополию на каналы информации, образно говоря, снова становятся «уделом избранных». Я не имею в виду, что это хорошо или плохо. Я исхожу из слова «интеллигенция», которое в первую очередь говорит о познании и понимании. Отсюда роль библиотек и фокус не на работе с массами, а с сообществами и теми, кто готов изменять свою жизнь с помощью знаний и познания мира.
На Форуме вы будете говорить о визуализации идей: как представить свой проект, чтобы получить поддержку. Можете подробнее рассказать об этом?
Не столько про визуализацию, сколько про то, как связать генерацию идей с текущей работой библиотек и разграничить эти деятельности. Мне кажется, нам как культурной институции надо сконцентрироваться на производстве проектов как «премьер сезона» и перестать относиться к Библионочи как к центральному событию сезона. А про методику всё просто: в основе всего лежит хорошая идея, а описать её в проекте – дело техники, поэтому постараемся научиться упаковывать.
Много лет вы наставник команды из села Лох Саратовской области. Расскажите, чем оно удивительно и почему название расшифровывается как «Людей объединяет хорошее»?
Село Лох – удивительное место, где людей действительно объединяет хорошее. Больше десяти лет семья Кислиных, их товарищи и коллеги в буквальном смысле спасают село от вымирания: деревянную мельницу, храм архангела Михаила, нематериальное наследие, развивают местное сообщество. Очень рекомендую всем там побывать: потрясающая природа, интересные достопримечательности, удивительная резиденция «Мельничный домик» и местный колорит.
Важно знать:
Александр Максимов работал в библиотечной системе Самары, Санкт-Петербурга и Москвы более десяти лет. Эксперт Конкурса грантов мэра Москвы, Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение Первых», конкурса «Росмолодёжь.Гранты» (2016-2022). Проектировщик, консультант в сферах культуры, креативных индустрий и молодёжной политики. Сооснователь проекта «Поэтическая мастерская» в Самаре — проект вошёл в «Кейсбук лучших библиотечных проектов начала тысячелетия»!
Текст: Кристина Высоцкая
Фото: Всеволод Клещев