#fmb2024 news

«НОТА» прогресса

2024-07-01 11:55

Нейросети уже стали неотъемлемой частью нашей жизни, и на Форуме молодых библиотекарей в Челябинске мы рассмотрим их прикладное применение в культурной институции. Виктория Курачева из Библиотечно-культурного центра «НОТА» в Санкт-Петербурге поделится с участниками инсайдами: вместе со своей командой она разрабатывает такие решения с использованием новейших технологий, которые потом внедряются в других библиотеках России и странах ближнего зарубежья!

Об использовании нейросети в работе

На данный момент мы говорим о применении нейросети, так как ИИ в реальности на пользовательском уровне пока не существует.
В БКЦ «НОТА» внедрено в работу несколько решений. С предобученной нейросетью их два. Так, в локации «Сад» у нас располагается поэтический коворкинг. Читатель от входа видит интерактивный экран с экспериментальным интерфейсом, на котором можно выбрать одну из трех категорий: «поэзия», «поэт», «стихотворение», – и в зависимости от эмоционального настроения текста зал заливается цветным светом. Такой необычный диалог с поэтом через цифровые медиумы цвета и света. Библиотекари готовят материал для «кормления» нейросети, выделяя строки, которые отражают эмоции произведения наиболее точно.
Второе решение интегрировано в «Аллею новых медиа». Она состоит из девяти экранов, расположенных по линии прохода читателей вдоль самого длинного стеллажа в «НОТЕ» (почти двадцать три метра!). Чаще всего у нас в «Аллее» проходят digital-выставки иллюстраций, фоторабот, видео-арта и так далее. Но в моменты перерыва, а такое бывает, на экранах демонстрируется генеративный контент, своеобразные абстрактные картины, которые получаются благодаря обработке нейросетью солнечной радиации дождливого Петербурга. Получается, у нас не черные экраны, а такой современный визуал, который связан с локальной идентичностью. Для кого-то он может работать как релакс.
Есть еще не обученная нейросеть, с которой мы планируем работать в рамках digital-лаборатории. Пока осуществляется подготовка к этому новому шагу, выстраиваем процессинг.
Кроме того, наши специалисты применяют готовые приложения и сервисы для генерации текста, звука, видео и статичных изображений. Можно сказать, что это отличный помощник, когда есть срочная задача от руководства, ведь мы не всё можем планировать в своей операционной загрузке. В данном случае нейросеть спасает, помогая сделать звук в комплексном проекте, афишу, картинки для презентаций.
Если говорить про будущее, то благодаря ИИ мы ряд операционных и рутинных процессов делегируем ему. Люди будут выполнять креативные и сложные задачи, на которые он не способен. Это однозначно увеличит скорость процессов и качество обслуживания. Уже сейчас на базе «НОТЫ» разработана и внедрена – впервые в России – инновационная система автоматизированного поиска книги «Книжный луч». Она позволяет выстраивать в смартфоне путь к ячейке с нужной книгой, в том числе с использованием дополненной реальности: от станции книговыдачи до нужной полки читателя будет вести луч на экране гаджета. В нашем большом пространстве это актуально. Литературу по школьным спискам на лето читатели оперативно собирают сами, у библиотекарей есть время на общение по рекомендации книг, подборку «литературной капсулы» по запросу читателей, развитие новых форм работы с книгой. Говоря языком маркетинга, есть время для разработки и реализации кастомизированных решений в библиотеке.

О кейсах библиотечных коллабораций

Сотрудничество, взаимодействие с партнерами, прежде всего непрофильными для культуры, – это проектный вызов, который для сотрудников является точкой развития и продвижением институции в целом. Таких кейсов в «НОТЕ» достаточно.
Коллаборации с коммерческим сектором. Первый кейс – сотрудничество с трамвайной сетью «Чижик», первой и пока единственной частной компанией с красивым высокоскоростным трамваем. В момент ремонта библиотеки (БКЦ «НОТА» – это проект реновации Детской библиотеки №1), мы выбрали для себя стратегию на опережение и активно работали в городе, создавая информационное поле и открывая новую целевую аудиторию – молодежь и взрослые. В рамках сотрудничества у нас за год было реализовано два проекта – это передвижные выставки «Чижик и Достоевский» и «Окна в окнах».
Второй кейс – сотрудничество с креативными предпринимателями в рамках выставки арт-объектов «Роман о розе», посвященной традициям книжной культуры (реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ»). Мы создавали авторский мерч из переработанных материалов, элементы навигации и полочные разделители из крышечек, а также литературные джибитсы для крепления на crocs. Сделали «творческие полуфабрикаты»: вышивальный, цветочный, свечной – по серии соответствующих челленджей для дальнейшей работы.
Третий кейс – выпуск литературной настолки GaGa Games, которую сотрудники «НОТЫ» разработали с детьми Красногвардейского района. Сейчас игра доступна к покупке на всех маркетплейсах, от которых перечисляются авторские отчисления. Это не единственные, но яркие кейсы.

В этом году мы представили выставку «Михаил Шемякин. Симфония цвета».

Коллаборации с культурными институциями (не библиотечными). Начнем с основ – это сотрудничество со сценографом Александром Якуниным. «НОТА» ─ первая библиотека, в которую пригласили художника-сценографа. В архитектурный слой левого крыла (ориентирован на взрослых и молодежь) были интегрированы восемь авторских тематических локаций: «Книжный лабиринт», «Капелла», «Зал искусств», «Комната-книга», «Перевернутая комната», «Сад», «Печатный коворкинг», «Тоннель».
Работа с известными художниками, дизайнерами в рамках выставки о легендах библиотек «Роман о розе». На объекте, отремонтированном только наполовину и пока еще не оснащенном, в течение двух месяцев были представлены работы Петра Белого, группы «Север-7», Янины Болдыревой, Анны Мартыненко, Жени Тут и других.
Конечно, выставка с Центром Михаила Шемякина (ЦМШ). Ленинградский художник, признанный на международном уровне, который отметил уже 80-летний юбилей. Многие знают его памятник Петра I в Петропавловской крепости, постановку «Щелкунчик» в Мариинском театре, а его книга «Моя жизнь: до изгнания» в 2024 году вошла в список 14 финалистов «Большой книги». В этом году мы представили выставку «Михаил Шемякин. Симфония цвета». Это развитие выставки, представленной в ЦМШ в 2023 году. Но мы развили тему с включением цифровых технологий, и получился уже другой проект. Стоит отметить, что работа с художественным наследием через гибридные, фиджитал-практики – это профессиональный интерес нашего культурного центра. Мы рады такому смелому эксперименту со стороны мэтра и благодарны за его доверие, работу с его командой.
Еще один прекрасный опыт – работа в рамках Всероссийской акции «Ночь музеев» по проекту «ТОТАЛЬНОХАРМС». Мы смогли привлечь на площадку известных музыкантов, и состоялась премьера цифровой оперы, где режиссером является Дмитрий Отяковский, а композитором – Рустам Сагдиев. Он написал музыку и был исполнителем роли одного из героев. В сотрудничестве с Государственным музеем городской скульптуры привезли «Хармсов» Александра Позина, Марины Спивак, Семена Платонова. Билеты были раскуплены моментально.
О роли библиотеки в формировании культуры будущего

Во-первых, создание условий, при которых высокий уровень культуры становится доступным. Библиотеки, расположенные в спальных районах, отдаленных от центра культурной жизни, могут дать возможность людям увидеть то, что относят к элитарному уровню, как раз за счет коллабораций. Мы привыкли (даже в Петербурге): хочешь увидеть хорошую выставку, спектакль, нужно выезжать в центр. Но не все могут и готовы. Есть же мамы с маленькими детьми, и молодой отец может отпустить её только на час, пока справляется с малышом. Няни, бабушки есть не у всех, особенно в большом городе.
Во-вторых, популяризация других институций. Многие могут узнать о небольшом или новом, специализированном музее, другой библиотеке, посетив библиотеку, которая расположена в шаговой доступности. У нас такое часто случается. Скажем, смотрят выставку Шемякина и впервые узнают, что у ЦМШ есть своя площадка с прекрасными выставками, и потом едут туда. Так, у нас был проект «Двухтомник». Люди смотрели книгу художника у нас, а далее выезжали к коллегам в другом районе – в Библиотеку книжной графики.
В-третьих, это площадка поиска и реализации своих инициатив. Я верю, что придет время, когда творцов станет больше, чем потребителей. У нас уже много читателей, которые предпочитают не покупать новогодние открытки и шоперы, а делать их в «Печатном коворкинге». Люди также хотят создавать свой саунд. Я вижу ребят в звукозаписывающей студии, которые стремятся сами развиваться, а не только слушать музыку. Таким образом, создавать и реализовывать свои проекты на базе возможностей библиотеки в креативных индустриях, чтобы загорались новые звездочки на культурном небосклоне. И, конечно, самим специалистам библиотек важно генерировать авторский, оригинальный контент, а не брать готовые из методической базы. В «НОТЕ» один из главных слоганов – «Библиотека, в которой ты звучишь», и это касается всех участников процесса.
В-четвертых, библиотеки становятся важной частью креативной экономики. На их базе впервые реализуются технологии, продукты, которых в России не существовало. В «НОТЕ» это система поиска книги «Книжный луч», инсталляция «Настроение НОТЫ», локация «Сад». На площадке нашей ЦБС Красногвардейского района Санкт-Петербурга часто разрабатываются решения, которые далее внедряются в других библиотеках России и странах ближнего зарубежья. Это двигает компании, технологии, людей.

Сотрудничество, взаимодействие с партнерами, прежде всего непрофильными для культуры, – это проектный вызов, который является продвижением институции в целом!

Текст: Виктория Курачева, Кристина Высоцкая
Фото: Media Materia, БКЦ «НОТА»